У детей в возрасте с 3 до 7 лет равномерно выпадают молочные зубы, их замена на коренные заканчивает так называемый «период молочных зубов». В этот промежуток времени очевиден физический и умственный рост ребенка. Ему, конечно, еще рано брать билеты в Театр сатиры, но детские спектакли он не только оценит по достоинству, но сам с удовольствием — а главное с успехом — примет участие в домашней иди садовской постановке.
К концу этого периода ребенок начинает неплохо говорить на родном языке, правильно употреблять склонения и спряжения. Начинает формироваться характер. Эмоции ребенка становятся сдержанными — причем как положительные, так и негативные реакции.
Типичен скачок инфекционных заболеваний — даже у детей, давно посещающих детский сад. Это, вероятно, возникает из-за того что дети все больше контактируют друг с другом и с представителями других групп (как детских, так и взрослых). К тому же, из-за повышенной двигательной активности детей в этом возрасте переохладиться либо перегреться они могут очень легко, что способствует активизации простуд.
Рост сначала замедляется до 4–7 см в год, но чуть позже, после 10–12 лет, ребенок начнет расти по 7–9 см в год. Вес тоже прибавляется, но менее равномерно: в 4 года — 1,7 кг, в 5 лет — примерно 2 кг, в 6 лет — 2,6 кг. Кожа ребенка утолщается, становится более грубой на ощупь, исчезают ямочки. Костная система ребенка всё ещё формируется. К этому времени позвоночник напоминает по форме позвоночник взрослого человека, но лишь формой, функционально позвоночный столб еще незрел. Примерно в это же время нагрузка на неокрепший скелет малыша возрастает и поэтому очень важно следить за его осанкой, чтобы ребенок не горбился, не сутулился, занимал удобную и правильную с точки зрения осанки позу во время работы, игр и отдыха.
Сердечнососудистая система меняется, об этом свидетельствуют изменения показателей: например, с 8 лет норма частота пульса не более 85 в минуту, тогда как у семилетнего ребенка 110 считается приемлемой цифрой. Эндокринная система перестраивается на приближающийся подростковый возраст и период полового созревания, активно начинают работать щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. В 6–7 лет происходит резкий скачок роста. В это же время поведение мальчиков и девочек начинает сильно отличаться, приобретая типичные черты.
Нервная система и высшая нервная деятельность систематизируются, становятся более развитыми. Становятся отчетливо заметными особенности интеллекта конкретного ребенка. Дети легко (хотя порой и не охотно) учат стихи, увлекаются рисованием, иногда даже сочиняют свои собственные «вирши». Юные поэты, живописцы, писатели — детство это целый кладезь разнообразных творческих способностей. Многие дети с удовольствием начинают посещать «взрослые театры и постановки — МХАТ, Большой театр, цены на билеты туда, конечно, впечатляющи, но ради удовлетворения детский тяги к прекрасному сходить на постановки стоит.
Постепенно дети стараются разобраться в морали и этике, не попросту покорно принимая, что это — хорошо, а это — плохо, но и стараются сами понять «почему?». Увидев какие-то интересные (порой только с детской точки зрения) особенности поведения родственников или близких, начинают копировать их, вести себя аналогично взрослым. Кстати, именно по этой причине стоит избегать различных семейных сцен и ввести в семейную жизнь доброжелательные взаимоотношения.